Отдельные
охочие до шопинга жители Петербурга взяли моду отовариваться в
магазинах финской столицы Хельсинки. Мы их не осуждаем, хоть и
усматриваем некую рисовку – магазинов ведь и в Питере навалом. Вылазки
же местных дрифтеров на финские трассы – не выпендреж, но
необходимость. Иначе все так и будут ездить аки школьники, не
поднимаясь выше первой передачи…
Гонять
по импровизированным трассам вообще-то не зазорно. Первые энтузиасты
картинга сражались на парковках супермаркетов, объезжая пивные банки –
а теперь это смешное развлечение стало «путем в профессиональный
автоспорт». Но шаловливые дети вырастают из коротких штанишек, а
шаловливые водители – из имеющихся трасс. Добрый год питерцы шлифуют
асфальт площадки на проспекте Непокоренных. Наличие места для
тренировок и общения – факт безусловно положительный. Но на фоне
мировых достижений в езде боком происходящее выглядит как «кружок юного
дрифтера»: скорость – не выше семидесяти, редко кто рискует воткнуть
вторую передачу…
…трасса в Коуволе целиком проходится на второй передаче при скорости
под девяносто. В идеале боком можно ехать целый круг (восемь поворотов
и короткий прямик), и во время соревнований оценивается прохождение не
какого-то отдельного отрезка, а всей трассы. Автодром в Аластаро – еще
один шаг вперед: скорость вырастает до ста десяти-ста двадцати, и
машину ставят боком уже на третьей передаче. «Первые две-три попытки
дались тяжеловато, - делится впечатлениями Евгений Леонов, известный в
дрифт-тусовке как Маэстро. – Не сразу понял, где пролегают идеальные
траектории, не сразу нащупал предел возможностей машины. Да и машина
оказалась слабовата. Полноценно выступать в Аластаро можно, имея под
капотом три сотни сил и больше, а мой 200SX на момент дебюта в финских
соревнованиях выдавал не больше двухсот пятидесяти. Накануне следующей
поездки в Финляндию мы подняли давление наддува, а подвеску «зажали»,
сделали ее ощутимо жестче. В результате возросла скорость движения по
трассе, а в заносе я смог двигаться дольше и увереннее…» Результаты
питерцев оказались противоречивыми: они уверенно попадали в число
шестнадцати лучших по итогам квалификации, но на парных заездах
выбывали из борьбы в первом же раунде.
Продвижением дрифта на территории Финляндии занимается компания
X-treme.fi – она же устраивает местные тюнинг-слеты (включая главный –
октябрьское Xtreme Car Show в Хельсинки) и мероприятия вроде гастролей
гонщиков на бигфутах. В год проводится шесть-семь гонок, некоторые из
них заодно включены в календарь всескандинавских и даже всеевропейских
турниров. Так что, на финских трассах вполне можно повстречать хорошо
знакомую нам ирландскую команду ProDrift или голландца Пола Власблома
на своем «дрифт-вагоне» BMW E36 с агрегатами от М3 – с последним
Евгений Леонов даже смог сразиться в первом раунде парных заездов.
Финны не просто принимают раз в год этап King of Europe Drift.
Стараниями Xtreme.fi (ассоциация автоспорта Финляндии) в стране
проходят профессиональная дрифт серия, любительская дрифт серия и этапы
европейского чемпионата Nordic Pro Drift, география которого помимо
Финляндии захватывает Англию, Германию и другие страны.
Для того чтобы принять участие в любом из этих соревнований необходимо:
автомобиль, финская виза и лицензия, к примеру, РАФ на участие в ралли.
Все остальное стандартно: права, документы на автомобиль, наличие
минимум 25 евро и деньги на страховку.
Разница между соревнованиями любителей и профессионалов в наличии
парных заездов. Если в машине не установлен каркас безопасности – вам к
любителям. Если есть каркас – к профессионалам, и в случае успешного
преодоления квалификации, вас ожидают парные заезды.
Большинство финнов выступают на Nissan S13 и S14, причем очень
популярна замена морды на S15. Но есть и Pontiac Trans-Am, пилот
которого стабильно в тройке призеров на финских этапах KOE Drift и
соревнованиях Pro класса. Стабильно приезжают участники команды Nordic
ProDrift. Все машины подготовлены весьма серьезно – у профессионалов
нет авто слабее 350 сил, а машины почти целиком построены на деньги
спонсоров. Финны изучили свои трассы почти наизусть. Среднее количество
участников: 18 – 20 пилотов в любительской серии и 26-28 в зачете
профессионалов.
Заглядывают в гости к финнам норвежцы и шведы. Они уже явление обычное,
а вот русские – пока в диковинку. Судьи сначала удивились участникам из
России, затем порадовались их второму визиту, а в третий раз, по ошибке
пригласили Евгения на квалификацию Pro класса. Евгений квалифицировался
на 15 месте, и в день парных заездов, между судьями (дружелюбно к нам
настроенными) и маршалами разгорелся настоящий хип-хоп батл с частыми
упоминаниями чьих-то матерей. В итоге, маршалы вопросы безопасности
отстояли и Евгений, без каркаса до парных заездов допущен не был.
Поехал среди любителей. Но можно сказать, что до приезда в Финляндию
питерцы не дрифтили вообще – площадка на Непокоренных позволяет лишь
почувствовать машину, а 5 тренировочных часов в Куоволе и по два
training day в Аластаро – уже серьезная тренировка, плюс сами
соревнования. Поэтому выступления двух российских дрифтеров, это не
пролет над Парижем в форм-факторе стада напильников, а серьезный и
положительный опыт
Как ЭТО было
CHE Drift Team в лице Тимофея «Тимона» Кошарного (Silvia S14) и Евгения
«Маэстро» Леонова (Nissan 200SX), ЧЕ Техничко (грузовик DAF) и
болельщиков на «Эвиках» и «Скаях» приезжали на соревнования трижды:
King Of Europe Drift Series в Аластаро, и соревнования от X-Treme.fi в
Куоволо и Аластаро.
Трасса в Куоволо – под вторую передачу на скоростях 80-90 км/ч. 8
поворотов и один прямик – ее практически всю можно пройти боком, причем
в зачет шли два круга безостановочного прохождения. Судили участников
по какой-то странной системе, которую Евгений, например, так до конца и
не понял – максимально возможная для участника оценка – 14 баллов. По
итогам соревнований Евгений занял 9 место из 18 любителей. Опыт
(экспириенс) подрос настолько ощутимо, что пришлось оборачивать вокруг
ноги. Увеличился угол, увеличилась скорость, выросла зрелищность…
В Аластаро трасса более скоростная. Весьма интересный трек со сложными
поворотами, протяженностью около 4 км. Полноценное кольцо, которое
соответствует всем требованиям FIA. Проходится уже на третьей, со
скоростью 100-120 км/ч на входе в занос. В зачет шли последние 4
поворота на трассе (примерно километр трассы).
На трассах присутствуют внушительные зоны безопасности и в каждом
повороте дежурят маршалы, предупреждающие об опасности. Случается,
конечно, всякое (слава Богу, редко), поэтому рядом с трассой постоянно
техничка, пожарники и скорая. Организация соревнований на уровне – все
четко, очень четко. После многих российских соревнований по дрифты и
особенно дрэгу, даже непривычно, что все идет по расписанию – минута в
минуту.
Все соревнования, помимо постоянных участников объединяют еще и
тюнинг-шоу + дрэг и девушки. Финны выставляют свои машины, а девушки
старательно намывают их грудями – красиво вымывшая больше машин девушка
получает заслуженный респект от зрителей и символические призы. В
Куоволе в роли дрифт-такси выступал 33-й «Скай» седан с четырьмя
ковшами в салоне и 450-ю силами под капотом. Всего 30 евро с места.
Пакетики для слабых духом прилагаются.
Итоги
Необходимый опыт получен, а дорога на финские соревнования протоптана.
Финны люди гостеприимные и русским дрифтерам всегда рады. Поэтому
отрицательных эмоций у наших пилотов нет. Радовал и уровень
организации, и уровень подготовки машин, и чертовски дружеское
отношение зрителей и организаторов к россиянам. Зимой Евгений планирует
установить каркас и в новом сезоне выступать уже в Pro классе. Тммофей
каркас уже поставил и на момент сдачи материала отправился на финальный
этап KOE Drift в Венгрию.